#designprosmotr
2017

Наши дизайнеры Виктория Самохвалова и Полина Иванова побывали на ежегодной встрече дизайнерской тусовки — Дизайн‐форум Prosmotr. Все, что им запомнилось, впечатлило, перевернуло сознание — в нашем свежем обзоре. У нас получился немного лонгрид, но это того стоит. Новые имена, полезные знания, много иллюстраций и мотивации.

Виктория Самохвалова,
ведущий специалист департамента UX/UI и дизайна


В двух словах, это мероприятие, где очень крутые дяди рассказывают: как сделать упаковку для кефира, который вы пьёте; рекламу, которую вы смотрите; сайты, на которых вы зависаете; плакаты, на которые вы залипаете. Вещают, как ни стать миллионером и перестать делать кирпичи. Это все дико сложно и одновременно элементарно, просто. На изображении ниже спикеры, несколько известных и не очень лиц (даже мне).

Спикеры

На каждом подобном мероприятии всегда есть свои герои, ради которых стоит ехать. Откровенно говоря, тут таких людей не было... думала я до начала их лекций. Для меня ключевыми стали три.

Лёша Курбатов

Единственным, кого я уже знала, был Леша Курбатов — иллюстратор. Когда я только начинала заниматься вебом, я собирала самое интересное в папочку и наткнулась на работы Леши. Тогда он рисовал очень мультяшно — чудики, милые животные. Увидев его работы сейчас, семь лет спустя.... меня удивило, в хорошем смысле, как вырастает художник, и какие темы затрагивает в своих работах.

Немного о нем и его выступлении. Кто он и что?

История Леши началась в журнале Сноб, где он рисовал иллюстрации к статьям. Его манера и виденье вскоре привлекли внимание. Он рос, развивался и, его иллюстрации оказались на обложке, что, безусловно, — уровень.

На Просмотре он говорил об иллюстрации, как об универсальном языке информирования. Будь-то обложка журнала, продуктовая сфера или улица. Рассказывал о любви к советским плакатам и художественном воровстве. Основной посыл выступления — воровать и плагиатить очень важно и полезно. Каждая работа имеет массу смыслов, практически для каждого свой. А идея витает в воздухе одна. Так и рождается личность художника.

На втором изображении — плакаты, похожи внешне, но исполнение и, больше, смысл отличаются. И вечный, ставший риторическим вопрос: «Пикассо или Дали?». Картины написаны в один год, кто у кого вдохновился — непонятно.

Ermolaev Bureau. Принципиальная айдентика

Следующий, о ком хотелось бы рассказать — Влад Ермолаев, основатель Ermolaev Bureau. Специализируется на брендинге — формирование внутреннего образа бренда. С 95 года занимается дизайном. В 2009 открыл своё бюро, сейчас это студия графического дизайна с мировым именем.

Рассказывал Влад о нескольких проектах, их реализации, мышлении и построении процесса. Его же основной посыл: творчество — это отказ от всего лишнего.

Спикеры

Cheburashkini Brothers

Один из клиентов студии, уже более семи лет — Братья Чебурашкины. Это реальные люди, с вполне настоящей фамилией, которые восстановили четыре старых фермы в экологически чистом районе Подмосковья. Привезли высокопродуктивных коров из Европы и создали современный молочный завод.

Задача бюро — создать семейный бренд и потеснить конкурентов за счет упаковки. Как можно соперничать с Бабушкой из деревни и Котом Матроскиным из Простоквашино? Сложность и интерес был в том, что торговый знак братьям зарегистрировать не разрешили. В нем они хотели использовать героя, созвучного с их фамилией. С фамилией Чебурашкины на это и полагаться не стоило. Все права на Чебурашку принадлежат Эдуарду Успенскому. Абстрактного названия для бренда производители не хотели. Было принято решение строить бренд, не основываясь на логотипе.

Работа, как обычно началась со сбора материалов клиента: коровки, зеленый лужок, травка, голубое небо... естественно с таким далеко не уедешь. Тогда ребята обратились к символам древних Славян и начали рассматривать визуальную составляющую. Так родились графически преобразованные символы, которые обозначают солнце, небо, траву и т.д. Далее эти символы пополнили первые буквы названий продуктов: молоко, кефир, ряженка, творог, сметана и йогурт. Что касается цветового решения, бюро не искало топорных ассоциаций. Опрос респондентов выявил основные ассоциативные цвета для каждой категории продуктов. Молоко — синий, кефир — зеленый, оранжевая ряженка и так далее. Про жирность тоже не забыли. Разные засечки у букв, разное начертание — разная жирность (всего четыре вида). Так родилось целостное решение — абстрактное восприятие, идентичность, у которой нет лого.

Затем началось развитие бренда и создание полиграфии. За семь лет сотрудничества Ermolaev Bureau разработали новые носители, поддерживают развитие линейки.


Севернефтегазпром

Следующий проект Бюро зацепил меня своим новшеством и статичностью одновременно. Разработка визуального стиля для Севернефтегазпрома. Задача была создать новый визуальный стиль для использования внутри компании. Условия: сохранить первоначальную форму лого и цвета. Основное требование — ничего нельзя, но все остальное можно. Задача, как по мне, сложнее, чем первая.

Вспомним, что основной принцип работы Бюро — отказ от всего лишнего, фокусировка на продукте. После долгих раздумий и отсечения всего ненужного возникло три графически элемента, на которых они и построили всю концепцию:

  • Точка — точка на карте после геологоразведывательных работ. То место, где планируют добычу ископаемых.
  • Вертикальная прямая — отсылка к бурению скважин и сбору газа.
  • Горизонтальная прямая — транспортировка газа и дальнейшие его поставки.

Вроде бы просто, но так сложно дойти до этого! Основа идентичности строится на сетке из этих трех элементов. Вся система строится на них. Добавив изображения, тонированные в фирменные цвета, сократив название, они ударили по рукам и приступили к полноценной реализации проекта.

Итог. Все гениальное — просто, но в этом и есть самое сложное.


OSTEO POLY CLINIC

Проект, который меня покорил — разработка фирменного стиля клиники остеопатии и классической медицины «OSTEO POLY CLINIC», это семейная клиника в центре Москвы.

Начнем с главного. Остеопатия — это нарушение анатомических взаимодействий органов (коленные суставы, искривления позвоночника). Особенность клиники — безлекарственное и безоперационное лечение на ранних стадиях заболевания. Врачи-остеопаты используют свои пять пальцев, чтобы лечить людей. Отсюда пять основных пунктов в названии компании, форма идеального круга. Круг как символ человеческого существования и форма идеального состояния. Если есть нарушения, проблемы со здоровьем — круг разрывается. Вариации разомкнутого круга на логотипах клиники символизируют разные заболевания. Выздоровление символизирует восстановленный, единый круг. Все элементы стиля работают вместе с изображениями. Если часть окружности смещена влево, то то же самое происходит и с частью изображения. Элементы дизайна взаимодействуют логично и интуитивно, наблюдатель может понять, о какой группе заболеваний идет речь.


Стиль хорошо работает на всех носителях от корпоративных товаров, до интерьера клиники и специальной одежды врачей. В интерьере с определённой точки обзора можно увидеть замкнутость всех линий.

Совсем недавно фирменный стиль OSTEO POLY CLINIC получил главный приз на European Design Awards 2017. Это ежегодный конкурс коммуникативного дизайна, один из самых престижных в Европе.

Покрас Лампас.
Как не стать миллионером

В завершении хочу рассказать о еще одном деятеле искусства — Покрас Лампас (в жизни Арсений Пыженков). Его особенность и прелесть в том, что он создает удивительные вещи, совмещая каллиграфию, стрит и перфоманс. У него есть не только собственный стиль, андеграундные работы, но и крупные заказчики. Не скрою, что PR его второе имя. Чего стоит перформанс в Москве. Лампас раскрасил крышу на «Красном Октябре» — это самая большая каллиграфия в мире. Единственное художественное произведение, которое видно со спутника.

Всех пугает выход из зоны комфорта и это нормально. Но если хочешь двигаться и развиваться — действуй!

В свои ранние годы он увлекался граффити, потом работал дизайнером в агентстве, но оставил это, поставив все на себя. Покрас сотрудничал с Nike, Reebok, Mercedes, молодым дизайнером Леной Максимовой — прямо во время показа на Питерской неделе моды расписывал одежду.

Всей своей личностью и проектами он говорит, что пора и лучше делать свои собственные проекты. Дизайнер в компании — белка в колесе. Проекты, задачи нескончаемы. Все, что происходит вокруг проходит мимо. Поэтому и получается, что человек за спиной бренда. Мы все любим Коко-Колу, но не знаем, кто создал бренд. Лампас не скрывает, что конкуренция огромная и сложно поверить в себя, но попробовать стоит. Вот такой философией хочется закончить!

Полина Иванова,
ведущий специалист департамента UX/UI и дизайна


Это был уже девятый форум. Интересен он тем, что рассказывает не только про веб или про графический дизайн, а затрагивается очень большое количество тем и сфер, в целом про дизайн. Во многом лекторы говорили о концепциях, своем видении дизайна. Что мне запомнилось?

Андрей Зубрилов.
Эволюция дизайнера

Арт-директор и один из основателей проектной группы SILA. Андрей из Ижевска. Там он скромно начинал карьеру, а оттуда перебрался работать в Москву, сразу в студию Артемия Лебедева.

Определение миссии дизайнера. Путь

По словам лектора, для развития дизайнеру важно делать мелкие проекты, рисовать скетчи, реализовывать собственные идеи.

В определенный момент перед любым дизайером (да и перед любым человеком) встает вопрос: стоит ли дальше развиваться, как профессионалу в этой области? Как это делать? Вариант дауншифтить, например, в Тайланде на фрилансе, который выбирают многие, не дает развития и не для Андрея.

Еще до того, как Андрей пришел в профессию, он совершил для себя открытие: все вокруг сделал дизайнер. Дизайнер — тот, кто ремонтирует мир. Дизайнер изящно решает проблему. Уже 20 лет эта идея вдохновляет Андрея. В противовес получению престижных наград за работу, он ставит вопрос: что полезного останется после тебя?

Дизайнер, в понимании Андрея, ищет способы, как реально и проактивно улучшать жизнь людей вокруг.

Составляющие дизайна

Для него дизайн состоит из:

  • Что. Проблема/потребность. Запрос на ее решение (надо на чем-то сидеть).
  • Как. Функция. Технологическое решение (это что-то должно выдерживать человека, быть удобным для его строения).
  • Какое. Эстетика. Цвет, фактура, температура, форма (кому-то хочется, чтобы стул был синим; кому-то деревянным; а кому-то табуретка — лучшее решение).

Или на примере чайника: запрос — нужно выпить чаю. Функции: носик, чтобы налить; ручка, чтобы держать. Эстетика: 100500 вариантов покраски, формы.

Проблема автоматизации дизайна

В этом разрезе Андрея волнует место дизайнера в мире. В настоящее время технологии активно развиваются к автоматизации, один из примеров — сервис Readymag. Человек только вносит идею, а функционал и эстетику прорабатывает система.

Все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано. Например, генерация логотипов сейчас — реальная технология. В самом логотипе нет силы, эту силу создает продукт, на котором он размещен. Например, Apple, сам по себе он не имеет ценности. Гениальных логотипов не существует.

Сферы компетенции, которые не может освоить робот, остаются за человеком. Дизайнеру нужно погружаться в них. Роботы заменят только тех, кто выполняет их работу.

Своё видение этого мира и квинтэссенцию взгляда на дизайн Андрей назвал «Система радиуса заботы»: Я-семья-бизнес-страна-мир. Сначала мы заботимся о себе, затем о семье и так далее. Дизайнер применяет свои умения в этой системе сообразно со своими стремлениями. В этом направлении Андрей с командой создал проект 365detox.

365detox

Стремясь следовать миссии улучшать жизнь и пространство вокруг себя, Андрей с командой начал разрабатывать бренд 365detox. Все началось с собственной потребности пить вкусные полезные фреши без затрат времени и сил.

Андрей осознает свой бизнес как хорошее, полезное дело. Продукты, которые он создает, красивы и привлекательны. Кроме качества важна бизнес-составляющая — хорошая продаваемая идея, внешнее финансирование проекта. В этом у дизайнера есть преимущество перед другими: он знает, как подать продукт, чтобы тот был востребован. Это доказывает проект Андрея. 365detox имеет популярность, прекрасно продается и, кроме этого, несет в себе идею и пользу для человека, упрощая его жизнь.

Свою лекцию Андрей закончил, как мне кажется, важной не только для дизайнеров, но и для всех работающих людей, мыслью (цитата неточная, но основной посыл сохранен): важно ответить для себя на вопрос — готов ли я заниматься тем, что я делаю сейчас, всю жизнь? Или у меня есть потенциал сделать что-то большее, применить все свои умения?

365detox

Вадим Макеев.
Хватит кирпичей

Вадим веб-евангелист в компании Opera Software, преподаёт в html Acedemy.

Кирпич — метафора крепкого, надежного, чего-либо негибкого, традиционного объекта или его элемента, имеет разные цвета и размеры.

Ниже на изображении пример кирпича в графике — швейцарский плакат. Мы любим их, они крутые, в них прекрасная гельветика. Но они плоскостные, материальные и ограниченные своими элементами, не гибкие, 2D. Это относит нас к старым медиа — плоскость, стол. А что хуже, это не работает в вебе. Веб строится на основе ЗD-реальности. Есть глубина, объем, элементы лежат друг на друге, образуют комбинации и сочетания в пространстве, взаимодействуют друг с другом. Если объекты стоят рядом — создается напряжение.

На бумаге можно попытаться воспроизвести эти объёмы, но всё же это иллюзия. Как раз в вебе стоит задача сработать так, чтобы проект не был оторван от реальности.


Все дело в верстке

Все профессионалы знают свои носители, то, с чем они работают. Шрифтовик программирует свои шрифты. Полиграфисты знают бумагу, краски. Промышленные дизайнеры умеют моделировать руками. А веб дизайнер хочет рисовать картины и боится технологий :)

Тут и появляется верстка. Её базовый элемент — текст. По аналогии с книжной версткой у нас есть поток — некий объем текста, на веб странице он условно бесконечен. Полоса набора меняет размеры, другие элементы ее уважают, текст обтекает. И разработка веб дизайна требует скорее определения правил и шаблонов — создание не продукта, но гайдов, правил. Нужно понимать, как работа будет жить дальше, а значит думать об адаптивности.

Что это предполагает?

  • Хинтинг — работа со шрифтами.
  • Детализация иконок, графики — прослеживание в шаблонах насколько корректно все отрабатывается.
  • Ретиновая графика.
  • Размер экрана, способы ввода (планшет, desktop).

При чем тут кирпичи, подумаете вы? Все эти вещи очень сложно, почти невозможно качественно проработать в графических редакторах. По мнению Вадима отрисовка 100500 макетов для каждого формфактора — это страшный сон. Да, многие делают это круто, но зачем? Трудоемкая и длительная работа, просто пытка для дизайнеров.

Нет фотошопу

Что Вадим предлагает?

Есть редакторы, которые позволяют более гибко работать с контентом. Например, возможность от Apple — Auto Layout. Помогает работать с блоками и создавать расстояния от краёв экрана, на котором должны находиться элементы, поддерживает нативные фреймворки. Photoshop, Sketch, Figma с такими вещами не очень умеют работать, для каждого блока нужно задавать свои координаты.

Что в таком случае может CSS, какие есть раскладки:

  • Текст: лайауты не нужны.
  • Таблицы: картинки и текст внутри.
  • Float: картинка имеет свойство «обтекание», плывет за текстом.
  • Flex: блоки способны растягиваться и сжиматься в зависимости от ширины экрана.
  • Grid (в стадии разработки): учитывает горизонтальное и вертикальное пространство одновременно, она не затрагивает размер. На картинке ниже не скажу, что все понятно. Есть колонки, есть ряды. У одного имени задается фиксированная ширина, также фиксированную ширину имеют отступы. Это базовая вещь, на которой все строится. При изменении размера окна блоки, которые относительно авто, адаптируются под ширину экрана. Все раскладывается само по сетке. Это нереально круто!
Grid

Резюме лекции Вадима Макеева, как же, все таки, не делать кирпичей:

  • Понимать, как работает дизайн в браузере.
  • Отказаться от фотошопа, т.к. он использует другие технологии и намного сложнее работать касательно адаптива.
  • Тестировать весь дизайн в html. Шрифты отрабатываются иначе, картинки ползут, пиксели не сходятся. Дизайнер должен видеть, как контент ведет себя в браузере.
  • Прототипировать сетки, чтобы понимать, как они работают, как перестраиваются блоки.
  • Изучить базовые принципы верстки CSS, не чтобы отбирать хлеб у верстальщиков, а чтобы делать качественный и красивый продукт.

Тимур Бурбаев.
Промышленный дизайн

Дизайн

Внезапно я взяла эту тему, но у неё намного больше общего с вебом, чем может показаться на первый взгляд. Речь тоже пойдет об общих вещах и концепциях.

Тимур Бурбаев работает арт-директором в Студии Артемия Лебедева.

Чаще всего, когда мы думаем о дизайне, то говорим «Ой как все красивенько!», «Классно сделано!». Но, на самом деле, это картинка — обложка. Дизайн — это не красота, не «фишечка».

Design in product

Тимур приводит примеры из датской системы дизайна — «Design in product». Она делит промышленный дизайн на следующие слои:

  • Сенсорика — эстетика, визуальная сторона. Большинство расценивает именно эту сторону как дизайн.
  • Взаимодействие — интерактив. Как вещь взаимодействует с потребителем. Насколько вам удобно пользоваться, например, стулом.
  • Перформанс — как вещь работает, насколько хорошо выполняет свои функции.
  • Конструкция — надежность, качество материала, сборки.
  • Значение — глубокая эмоциональная связь с брендом. Это то, что образовывается не сразу, но, если оно есть, то это навсегда.

Хороший дизайн может получиться только в случае сочетания всех слоев. Простой придумки и полета фантазии мало. Датская система строится на трёх основных этапах:

  • Исследование. Этим конечно никого не удивишь, но датчане пошли немного дальше и исследуют ВСЮ историю продукта. Например, если мы говорим о стуле, то дизайнеры копаются в архивах, находят самый древний стул, прослеживают его эволюцию, все потребности, как они изменялись.
  • Прогноз. Чего люди захотят от стула в ближайшие 5, 10, 15, 20 лет? Каким может быть стул и почему он должен быть таким.
  • Дизайн. Разрабатывают концепцию и выпускают сам продукт.

Чем хороша такая, больше похожая на диссертацию, работа? Продукт становится более долгоиграющим, живучим. Продукт сфокусирован на соответствии потребностям определенного человека.

UX касается всей жизни, не только цифровых или материальных продуктов
Дональд Норман

Как думаете, что изображено на картинке ниже? Медицинский инвентарь, мундштук, часть циркуля? Нет. Этим приспособлением лет 150-200 назад открывали вино. А все это к чему? Пользовательский опыт всегда накладывает отпечаток на эстетическую часть продукта.

Форма

Тыждизайнер

От теории, пусть и практикоориентированной, перейдем к правде жизни. На лекции Тимур затронул очень важную, проблемную и многострадальную тему — взаимодействие дизайнера с заказчиком. По его мнению, есть несколько видов клиентов:

  • Диктаторы. Ребята четко говорят, чего хотят. Не приемлют никаких «но» и предложений.
  • Клиент-молчун. Он не говорит, чего хочет, не делится целями. Просто сделай, а для чего, зачем... Он нацелен только на результат.
  • Ты там сам сделай что-нибудь. Заказчик полностью делегирует всё дизайнеру. Опять ничего не ясно, ни аудитории, ни посыла. Разработка всего смысла на дизайнере.
  • Идеально. Все понимают цели и дизайнер создает правильные и понятные мысли. В этом случае все в выигрыше, создается жизнеспособный, адекватный продукт.

Если клиент сложный, нужно максимально внедриться в его команду и донести верные мысли. Апеллировать к конкуренции, чтобы привести компанию к лучшей эстетике. «Давайте играть на опережение».


Клиенты

На какие выводы меня натолкнуло выступление Тимура:

  • Необходимо проектировать не на индустрию, а для людей. И для людей, которые работают в этой индустрии — всех, кто связан с производством этого продукта начиная с самого первого этапа.
  • Дизайн как стратегия — это самый лучший вариант реализации, когда дизайн пронизывает все сферы работы компании-заказчика.
  • Ставьте себе задачу шире: проектирование опыта... (упаковка подарка — для дизайна подарочной бумаги).

Борис Трофимов.
Ответы на банальные вопросы о профессии

Датским дизайнерам и Тимуру Бурбаеву отчасти вторит мысль сооснователя Высшей академической школы графического дизайна, оформителя десятков книг и одного из авторов пиктограмм к Олимпиаде-80, Бориса Трофимова: «Всё надо начинать с исследования».

В дизайне есть своя история, которая связанна с пространством, с изменением виденья измерения. Многие дизайнеры и художники экспериментируют в этом направлении, например, Сигео Фукуда.

По мнению Бориса Трофимова, работая в графическом дизайне, нужно иметь свою позицию, взгляд на вещи. Нужно навести порядок в голове — стать самим собой. Перестать оглядываться на мнение и пример других, избавиться от подражательства. Тоже простая, банальная вещь, но такая сложная!

Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить.
Гёте

В пример Борис привел основные тезисы из книги Остина Клеона «Кради как художник», которая стала популярной не только в среде дизайнеров, но и всех творческих людей:

  • Все, что делается или будет сделано в будущем, уже делалось в прошлом.
  • Новая идея возникает из нескольких других.
  • Художник — коллекционер. Нужно фиксировать свои мысли и идеи, анализировать их. Постоянно складывать и сопоставлять.
  • Дизайн — это коммуникация. Вы контактный человек?
  • Можно быть застенчивым, но нельзя быть скромным художником. Художник в работе — это сумма намерений, собственных представлений (только они и интересны).
  • Творчество — это отказ от ненужного.
Спасибо
Свяжитесь с нами, если вам необходима консультация и оценка.
Позвоните по телефону (495) 660 37 78 или отправьте нам письмо
на адрес hello@arealidea.ru. Не забудьте рассказать о вашей компании, цели проекта,
имеющихся наработках и оставить свои контактные данные.
Свяжитесь с нами, если вам необходима консультация и оценка. Позвоните по телефону (495) 660 37 78 или отправьте нам письмо на адрес hello@arealidea.ru. Не забудьте рассказать о вашей компании, цели проекта, имеющихся наработках и оставить свои контактные данные.