png png
к ленте

Дополненная реальность
в российской школе

Март'14

Изучая технологии дополненной реальности (augmented reality), активно развивающиеся за рубежом, мы наблюдали за реакцией пользователей, и она вдохновляла. Взрослые и серьезные люди приятно удивлялись, и словно дети начинали играть с виртуальными предметами, помещенными в реальный мир. Одновременно с этим рос рынок мобильных устройств и приложений.

Планшетные компьютеры становились нормой, а в семьях с детьми их использовали как для развлечения, так и для обучения. Изучая зарубежный рынок, мы встретили несколько интересных проектов, где для демонстрации явлений, процессов и изучаемых объектов применялась технология дополненной реальности и это впечатляло. Кроме того, в ряде зарубежных исследований приводились данные о том, что применение 3D демонстраций повышает концентрацию внимания и степень усвоения материала. Одновременно с этим в США и Европе стали появляться программы по внедрению 3D моделирования в образовательном процессе.

В то время мы как раз начинали работать над концепцией проекта Artoucher, который должен был стать доступной отечественной технологией для воспроизведения 3D объектов и сцен в дополненной реальности для мобильных платформ iOS и Android. Так родилась идея совместить дополненную реальность для демонстрации и концентрации внимания, игровые элементы для мотивации с учебными материалами в рамках единого образовательного продукта. Проект МОСТ от Фонда Содействия стал нашей отправной точкой.

 — Чем отличается продукт от аналогов? С указанием качественных и количественных показателей или других параметров, характеризующих инновационность продукта. Чем продукт полезен обществу?

 — В современной школе для проведения демонстраций применяются интерактивные доски, плакаты, лабораторные приборы и учебники. При этом во всех случаях, кроме лабораторного эксперимента, у школьника нет возможности самостоятельно взаимодействовать с изучаемым объектом. Например, изучая литосферные плиты по географии у ребенка нет возможности самостоятельно их передвигать и наблюдать за изменением ландшафта, попутно рассматривая описания и фотографии природных аналогов. Нельзя выполнить химическую реакцию, и посмотреть какая трехмерная структура молекулы образовалась, сразу прочитать про каждый тип связи, изучить её свойства. При этом ребенок приходит домой и зачастую запускает планшет вместо открытия книги, потому что игровые приложения больше мотивируют.

Первым проектом, который вдохновил нас на работу, был израильский учебник от LarnGear Technology. В книге были встроены маркеры, которые превращались в трехмерные анимированные иллюстрации на компьютере. Но там не было игровых элементов, а для работы программы требовался персональный компьютер с веб-камерой. Схожую концепцию в процессе работы мы встретили и в зарубежном проекте Sify Learning Solutions, но уже для мобильных устройств.

Разрабатывая свой продукт, мы изначально закладывали поддержку трех видов взаимодействий:

  • Общая демонстрация материала преподавателем с подключением к интерактивной доске.
  • Выполнение практических работ в группах с выдачей планшетов и выполнением общего задания в соревновательной форме.
  • Работа с родителем дома для повторения материала в игровой форме и получения дополнительных знаний.

Планшетный компьютер для реализации этой концепции подходит наилучшим образом, он мобилен и достаточно производителен, чтобы воспроизводить сложные демонстрации и сопроводительный мультимедиа-контент.

Свои идеи мы реализовали в программном комплексе Artoucher Edu. Он позволяет разрабатывать учебно-игровые сценарии, способные разнообразить учебный процесс, сделать его более наглядным и интерактивным, повысить усвоение материала. По сравнению с зарубежными аналогами он предназначен не только для проведения демонстраций, но и для выполнения практических работ, как с преподавателем, так и дома.

 — Каким образом Фонд способствовал реализации проекта? Какие препятствия помогла преодолеть помощь Фонда? Год, название программы, объем финансирования

 — В 2013 году Фонд Содействия поддержал нашу идею по разработке программного комплекса, позволяющего создавать сценарии для проведения учебных демонстраций различных объектов и процессов с применением технологии дополненной реальности в рамках школьной программы. Объем финансирования составил 8,4 млн. рублей. Это позволило провести исследования и разработку собственных алгоритмов дополненной реальности для мобильных устройств, разработать сервис управления 3D сценами и платформу Artoucher для конструирования сцен и их воспроизведения на мобильных устройствах под управления iOS и Android. В рамках проекта были разработаны сценарии и методические рекомендации по применению комплекса, демонстрационный контент и проведена апробация в школах. Проект был поддержан департаментом образования ярославской области и принят учителями.

 — Коротко об авторе-идеологе проекта

 — Благовещенский Иван — учредитель и руководитель компании Ареал — интерактивного агентства, реализующего отличные идеи в области продаж и маркетинга в Интернет. Одно из направлений возглавляемой компании — мобильные технологии, включая готовые решения для организации онлайн-торговли, построения справочных систем, технологии дополненной реальности и геонавигации.

 — Перспективы развития проекта. Новые идеи авторов

 — Мы продолжим работу над формированием коммерческого пакета демонстрационных сценариев в рамках сформировавшегося сотрудничества по учебно-методическим материалам с преподавателями школ.

 — Краткое резюме проекта

 — Продукт позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более наглядным и интерактивным, повысить усвоение материала за счет вовлечения школьников в учебно-демонстрационный процесс. Комплекс включает программное обеспечение для планшетных компьютеров, демонстрационные сценарии и веб-систему управления.

Продукт позволяет разрабатывать сценарии для демонстрации природных явлений, процессов и изучать устройство объектов по предметам биология, география, химия, математика, физика и история. Сценарии могут включать сопроводительные учебные материалы и задания в игровой форме. Для демонстрации применяется технология дополненной реальности. Возможности комплекса по демонстрации объектов выгодно отличаются от книжных иллюстраций за счет лучшей детализации, трехмерного представления и потенциалу по организации лабораторных и иных экспериментов.

 — В чем секрет успеха?

 — Наш продукт с радостью принимали дети и учителя, потому что он привносит новый формат взаимодействия — учебно-игровой, и лучше иллюстрирует материал.

 — Мнения (отзывы) известных людей (специалистов, профессионалов отрасли) о продукте.

 — При поддержке департамента образования ярославской области с 22 по 23 апреля 2014 г. была проведена демонстрация продукта на международном форуме «Евразийский Образовательный Диалог» http://forum.yar.ru/index.php?id=228. Продукт был представлен приглашённым гостям: директору департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Страдзе А.А., заместителю министра образования Асмолову А.А., губернатору ярославской области Ястребову С.Н. и его заместителю Костину В.Г. От участников выставки были получены положительные отзывы и предложения по сотрудничеству в рамках проекта Artoucher Edu. Идея учебно-игровых сценариев была принята с интересом.