png png
к ленте

Дополненная реальность в печатных СМИ

Октябрь'15

Дополненная реальность расширяет возможности полиграфии в целом, позволяя предоставить читателю больше информации, чем печатная поверхность. Издательство может зашить в текст статьи ссылки на группы в социальных сетях и YouTube-канал.

Представляем вашему вниманию материал по мотивам выступления нашего эксперта департамента мобильных технологий Никиты Кузнецова на XI Ежегодном профессиональном форуме российских издателей «Издательский бизнес/Publishing Expo. Перезагрузка». 2015 год.

О чём буквы ниже

Дополненная реальность расширяет возможности полиграфии в целом, позволяя предоставить читателю больше информации, чем печатная поверхность. Издательство может зашить в текст статьи ссылки на группы в социальных сетях и YouTube-канал, а внешняя по отношению к журналу компания, купив под рекламу своей продукции всего одну страницу формата даже А6, дать целевой аудитории просмотреть полноценный промо-ролик.

Технология

«Дополненная реальность» — общее понятие, предполагающее дополнение реального мира цифровыми объектами. Технология оформилась в 90-х годах XX века, но более-менее широкое развитие получила только в конце «нулевых» — в конце 2008 года вышел браузер дополненной реальности Wikitude, в 2009 году появилась платформа Layar, впоследствии появились также Blippar, Junaio, ARTOUCHER и другие.

В настоящий момент дополненная реальность применяется в медицине для проведения сложных операций на внутренних органах, в военном авиастроении для отображения данных на стекле шлема пилота, в автопроме для трансляции информации на лобовом стекле.

Это всё есть, но не является массовым, поэтому далее будет рассматриваться та сторона технологии, к которой имеет или может иметь доступ практически любой человек, потому что для неё требуется только устройство с камерой — условно «большое железо» (персональный компьютер, ноутбук) или «маленькое железо» (планшет, смартфон).

Цифровой объект может накладываться на видеопоток сразу после запуска соответствующего приложения или после распознания специального «триггера». Во втором случае механика работы подобна считыванию QR-кода, а дополнение реальности и получение информации осуществляется с помощью последовательного применения двух компонентов:

  1. Система компьютерного зрения находит и классифицирует объект реального мира — практически любое контрастное детализированное изображение-маркер или 3D-объект (тот самый «триггер»).
  2. Наложение релевантного цифрового объекта на видеопоток камеры после распознания и определения образа.

В рамках применения технологии в печатных СМИ интересней, безусловно, вариант, когда читатель «сканирует» страницу журнала, газеты или другого источника.

Большое железо

Когда деревья были маленькими, трава — зелёной, а смартфоны — редкостью, единственным доступным инструментом считывания информации с внешнего носителя была веб-камера настольного ПК или ноутбука. Дополненная реальность в печатных СМИ выглядела примерно так:


Джентельменский Esquire, одно из старейших и наиболее авторитетных изданий

При этом пользователь (читатель) может быть не только зрителем, но и субъектом интерактивного взаимодействия с принтами.

В современных условиях этот вид дополненной реальности постепенно отмирает, потому что у него есть два больших минуса — привязка к месту и неудобство, вызванное либо держанием журнала на весу, либо необходимостью постоянно переводить взгляд на экран монитора и обратно на журнал.

Маленькое железо

По данным Росстата на начало 2015 года в России постоянно проживало примерно 146 миллионов человек. По данным этой же компании 96% этого населения пользуется мобильными средствами связи. Из них 49% — смартфонами.

Тип телефона

Это почти 69 миллионов человек.

При этом современные смартфоны и планшеты не просто обладают достаточной технической «начинкой», чтобы справиться с требованиями библиотек дополненной реальности, но и предоставляют просто огромные возможности для дальнейшего распространения вашей информации всеми доступными каналами электронной социальной коммуникации:

Журнал Olivia от Bonnier Publications Finland предлагает делиться информацией через Facebook, Twitter, e-mail или по SMS. Кроме того, из печатного издания мы можем перейти на YouTube-канал издания (со всеми вытекающими последствиями — оценки, подписка, шаринг, количество просмотров).

Типы мобильных приложений

Браузеры дополненной реальности

Готовые решения, в которые достаточно интегрировать свой маркер и указать путь к нужному контенту. Инструмент двоякий в том отношении, что, во-первых, не все браузеры имеют поддержку в России, а во-вторых, издательство совершенно ничего не получает с такой рекламы — всю работу делает маркетолог рекламодателя.

Индивидуальная разработка

Нативное брендированное великолепие, принадлежащее только вам. Иконка компании на рабочих столах мобильных устройств целевой аудитории. Плюс решения заключается в возможности увеличения стоимости рекламы за счёт предложения новой услуги, минус — в стоимости разработки.

И в том, и в другом случае самое главное в мобильных приложениях — мотивировать пользователя к установке и использованию. И с этой точки зрения вопрос уже не в том, что дополненная реальность может предложить СМИ, а что СМИ могут предложить через дополненную реальность.

Издательство...

В зависимости от типа издания Вы можете предложить читателю соответствующий дополнительный контент:

  • периодика — визуализация произошедших событий, выпуски новостей;
  • литературные издания — видеоинтервью с авторами рассказов, доступ к рецензиям, ссылки на скачивание или покупку электронных версий книг;
  • детские издания — добавление в текст оригинальных виртуальных элементов, оживление персонажей и сцен;
  • научно-популярные издания — наглядная демонстрация новейших исследований, разработок, открытий;
  • каталоги — размещение 3D-моделей товаров для полноценного знакомства с ними перед покупкой.

Существует понятие уровня погружённости. Для сайта он может колебаться и зависит от формы подачи информации и его желания получать новую (нужную) информацию — читатель либо читает новость и, получив всё необходимое, уходит, либо идёт дальше по ссылкам, углубляясь в ресурс.

С этой точки зрения для печатного издания уровень погружённости всегда равен единице. С дополненной реальностью его можно увеличить, дав читателю доступ к digital-среде, мотивировав его к социальной активности.

...и реклама

Не секрет, что в связи с развитием технологий и переходом аудитории в digital, спрос на печатные издания падает. Прибыльность журнала или газеты определяет в том числе реклама на обложках и внутренних страницах. Дополненная реальность может повысить привлекательность коммерческого размещения за счёт того, что:

  • это новый канал связи и инструмент воздействия на целевую аудиторию;
  • при прежнем объёме размещения в журнале увеличивается объём рекламной информации;
  • рекламодатель получает обратную связь в виде живой статистики просмотров и переходов;
  • появляется возможность проведения интерактивных промо-акций.

Брендом детской одежды Orby в рамках продвижения своего мобильного приложения с дополненной реальностью — виртуальной примерочной детской одежды — была запущена рекламная кампания, частью которой стало размещение маркера для примерки в журнале Cosmopolitan Russia. Итоги акции:

  • более 14 000 установок с июля 2013 года — 5 922 Android и 8 590 iOS по состоянию на 01.01.2015;
  • после запуска приложения входили в TOP-100 Google Play (категория «Покупки») и AppStore («Каталоги»);
  • более 2 000 просмотров моделей в месяц;
  • около 200 переходов в интернет-магазин ежемесячно из окна примерки моделей и еще 100 переходов ежемесячно с информационной страницы приложения.

Приложение разработано на базе браузера дополненной реальности ARTOUCHER, про который говорилось в самом начале.

Резюме

Технология дополненной реальности — инструмент привлечения внимания и повышения полезности любого товара или услуги. Для СМИ это возможность не только удивить читателя, но и увеличить уровень погружения в материал, дав ему даже на формате А6 доступ ко всей цифровой базе данных издания.

Тем не менее, несмотря на потенциальную эффективность и зарубежные кейсы, российские печатные СМИ
по-прежнему или не знают о возможностях AR или относятся к новому каналу с настороженностью. Успешные проекты можно пересчитать по пальцам.